Услуги

Сопровождение участия в готовых политических проектах

"Купить" политическую партию

Прочитав несколько статей в интернете по поводу продажи политических партий, мы решили высказать и свое мнение по данной проблематике. Хочется отметить, что данные статьи пишут журналисты, далекие от понимания данного вопроса.

Многие статьи можно охарактеризовать известной фразой «Слышал звон, да не знаю где он».

Итак, позвольте высказать свою точку зрения на процесс "купли-продажи" политических партий.

Де-юре купить или продать партию нельзя - это не объект недвижимости, не интеллектуальная собственность и не корпоративные права. Однако, в реальной жизни политические партии продаются и покупаются.

Так сказать, есть спрос - будет и предложение.

Стоимость политической партии зависит от ряда факторов:

  • года регистрации- чем старше, тем дороже;
  • наличия ячеек - с ячейками стоит дороже, чем без ячеек;
  • даты выборов - чем ближе, тем дороже;
  • ситуации на «рынке»- например, в конце 2019 года продавалось достаточно большое количество партий, соответственно цена снижалась; если в 2020 году Минюст подал 48 исков о ликвидации партий, которые за 10 лет не учавствовали в выборах- цены резко выросли.
  • размера государственной пошлины,
  • сложности регистрации партий.

 

На стоимость продажи также влияет «красивое» название и наличие «бонусов», таких как: интернет сайт, зарегистрированное средство массовой информации, зарегистрированный знак для товаров и услуг, наличие квот, собственная общественная организация, участие в выборах.

В процессе купли-продажи партий принимает участие несколько посредников, так как в большинстве случаев покупатель себя не афиширует. В лучшем случае, продавец общается с представителем покупателя - юристом, помощником депутат.

Каждый новый посредник пытается прибавить к цене от 1000 до 10000 у. е.

Существуют юристы и юридические фирмы, специализирующиеся именно на данных услугах, которые знают юридические нюансы и процедурные тонкости процесса регистрации либо купли -продажи политической партии.

Также нужно взять во внимание факт, что если партия имеет реальную структуру, офисы на местах, сотрудников и т.д., ее стоимость может быть на порядок больше.

Еще один немаловажный момент: на протяжении 6 месяцев с момента регистрации партии, на основании статьи 11 Закона Украины «О политических партиях в Украине» должны быть зарегистрированы минимум 14 ячеек. По истечении данного срока Министерство Юстиции обязано подать иск в административный суд об аннулировании свидетельства политической партии. Причем, не зависимо от решения суда первой инстанции, вам предстоит пройти все три инстанции. Подобный опыт мы имели в 2013 и в 2017 годах.

Таким образом, наше мнение сводится к тому, что покупать партию безопаснее уже с ячейками.  

Тем не менее, даже нарушив данную норму, некоторым партиям удавалось выиграть в суде. Это касается структур, которые на момент подачи иска МинЮстом подали соответствующие документы в управления юстиции и на момент рассмотрения дела зарегистрировали хотя бы 14 ячеек.

Большим недостатком является регистрация ячеек в качестве юридических лиц. 

При заключении «сделки» купли-продажи политической партии подписывается меморандум («понятийный» договор) с графиком или другой документ, регламентирующий график оплат и процесс переоформления.

Обычно оплата происходит в три этапа - задаток, примерно 20%, основная сумма- примерно 50% ( передается при подписании документов и передаче оригиналов) и 30% после перерегистрации.

Основными рисками при перерегистрации партий являются «революции» на местах. Их создают главы местных партийных организаций (ячеек), с которыми не рассчитались, обманули, не удовлетворили их политические амбиции и т.д.

В пакете документов должны быть:

  • свидетельство о регистрации партии;
  • свидетельства о регистрации минимум 14 ячеек, или решения управлений юстиции, или протоколы собраний ячеек;
  • справка о неприбыльности;
  • отчетность в налоговую и НАЗК;
  • все протоколы центрального органа управления ПП;
  • программа;
  • устав;
  • печать;
  • ведомости про руководящие органы.

Перечень документов может меняться в зависимости от года регистрации.

Помимо основных документов мы рекомендуем, подстраховаться дополнительными:

  • гарантийными письмами;
  • заявлениями о выходе и отсутствии претензий всех членов политсовета.

Подача отчетности в налоговую инспекцию производится один раз в год, таким образом «содержание» партии обходится абсолютно не дорого.

 

Полное юридическое сопровождение деятельности политической партии:

  • подготовка и проведение необходимых внутрипартийных мероприятий и заседаний руководящих органов, разработка документов, регулирующих внутрипартийных актов и положений;
  • разработка устава партии и сопровождение процесса согласования и утверждения;
  • регистрация изменений руководства и устава в Министерстве юстиции;
  • регистрация изменений руководства партийных организаций в территориальных управлениях юстиции;
  • образование и ликвидация ячеек-юридических лиц;
  • организация проведения всеукраинских акций;
  • обеспечение договорной работы в процессе деятельности партии;
  • юридическое сопровождение трудовых отношений (прием / увольнение / отпуск / ведение кадровой документации, судебные процессы),
  • обеспечение представления финансовой отчетности в НАЗК и соблюдение законодательства при осуществлении взносов;
  • судебные споры с НАЗК,
  • обеспечение участия партии в местных выборах, сопровождение избирательного процесса, методическое обеспечение партийных организаций;
  • медиация в разрешении конфликтных ситуаций;
  • мониторинг изменений в законодательство;
  • представительство интересов в органах власти и местного самоуправления.