Выборы в Верховную Раду во время войны
По мере затягивания боевых действий на территории Украины в информационном пространстве усиливаются обсуждения возможности проведения выборов до завершения войны.
Как известно, в связи с правовым режимом военного положения украинское законодательство не разрешает проведение выборов во время его действия. В то же время Конституция Украины предусматривает инструменты проведения различных типов выборов во время действия военного положения. В частности, в части 4 статьи 83 говорится, что на время действия военного положения невозможно проведение выборов народных депутатов Украины. Эта статья регламентирует легитимность полномочий народных избранников к моменту проведения первого заседания нового созыва Верховной Рады. Соответственно это происходит после завершения действия военного или чрезвычайного положения. В то же время следует отметить, что часть 2 статьи 157 Конституции Украины запрещает вносить изменения в вышеуказанный пункт в условиях военного положения.
На сегодняшний день в Украине действует правовой режим военного положения (введенный Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом Украины от 24 февраля 2022 года №2102-ІХ) в связи связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией российской федерации против Украины.
В то же время, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в условиях военного положения запрещается проведение выборов Президента Украины, а также выборов в ВР Украины, ВР АРК и органы местного самоуправления.
В Верховной Раде Украины еще до полномасштабного вторжения было 27 вакантных мест, поскольку округи с мажоритарными округами, где должны избираться 26 депутатов, были оккупированы. Еще в одном округе проведение запланированных довыборов было сорвано полномасштабным вторжением России. С момента введения военного положения некоторые депутаты пошли на государственную службу, а отдельные лица потеряли украинское гражданство. К тому же немало членов уже запрещенной ОПЗЖ ушли из ВР якобы по собственному желанию. По состоянию на 26 ноября 2024 г. в парламенте насчитывается 400 народных избранников из 450 возможных.
Возможность выборов
Следует понимать, что вышеприведенные ограничения могут не распространяться на другие виды выборов. Ограничения предусмотрены Законом "О правовом режиме военного положения" и Избирательным кодексом. Однако для проведения выборов Президента Украины или местных выборов во время действия военного положения достаточно внести изменения в соответствующие законы.
Здесь сразу возникают сомнения по поводу конституционности нововведенных норм, касающихся проведения внеочередных выборов. Статья 64 Конституции Украины не регламентирует избирательные права граждан среди тех, которые не могут быть ограничены во время чрезвычайного или военного положения. В то же время Конституция четко предусматривает дату проведения выборов Президента Украины и народных депутатов Украины. Сюда не относятся местные выборы, дата которых – последнее воскресенье, соответственно, марта и октября пятого года полномочий.
Пока никто из претендентов не обращался за разъяснением в Конституционный Суд Украины. Однако такая возможность есть в случае затягивания военных действий ближе к конституционно предусмотренной дате выборов.
Если в условиях военных действий возникнет критическая необходимость проведения выборов, они могут быть проведены из-за временной отмены или приостановки действия военного положения. Такой необходимостью может стать потребность в замещении вакантных должностей народных депутатов Украины. Реализация этого заключается во внесении изменений в Конституцию Украины, что позволит провести выборы в условиях военного положения. Однако приостановка действия военного положения не приостановит российскую вооруженную агрессию, а значит, никак не решит проблему дефицита бюджетных средств и обеспечения безопасности избирательного процесса.
Риски выборов во время войны
Если судить теоретически, в условиях действия военного положения проведение внеочередных выборов Президента Украины и избранников возможно. Однако в случае проведения выборов во время действия военного положения возникают немалые риски для политического состояния страны.
По меньшей мере, это невозможность обеспечить полную безопасность проведения выборов, учитывая тот факт, что обстрелы происходят по всей территории страны.
Проблема массового перемещения лиц, часть из которых выехала за пределы Украины и не стала на консульский учет, фактически делает невозможным внесение актуальной информации в Реестр избирателей. По данным МИД Украины, только 5% переселенцев за границей встали на консульский учет. Если говорить о голосовании среди находящихся в ВСУ граждан, это очень сложно организовать.
Отдельно следует отметить финансовую сложность проведения выборов. К примеру, на проведение выборов в 2019 году из Госбюджета было потрачено около 2 млрд грн, а на выборы Президента Украины – 2,3 млрд грн. Если учесть инфляцию, на сегодняшний день стоимость выборов обойдется значительно дороже, что буквально опасно для отечественной экономики.
Отдельно следует отметить повышенный риск внутриполитических конфликтов и распространение популистских управленческих решений в условиях военного положения.
Учитывая все вышеприведенное и реалии настоящего, шансы того, что в Украине будет временно отменено военное положение для проведения выборов, низкие. Есть возможность для проведения выборов Президента Украины. Однако для этого следует в ближайшее время обновить информацию в Реестре избирателей и внести соответствующие изменения в избирательное законодательство.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложность взаимоотношений между субъектами избирательного процесса требует углубленной специализации для полноценного оказания юридической помощи. В адвокатском бюро "Аронович и Партнеры" сопровождение выборов – это отдельная практика, в рамках которой предоставляются услуги представителям политических партий, кандидатам в депутаты парламента Украины/ местных советов, претендентам на пост мэра. Специалисты нашей компании располагают компетенцией в решении задач любой сложности, в том числе – готовы сопровождать уголовные дела в избирательном процессе.
Поскольку сегодня выборы тесно переплетаются с партийной деятельностью, специалисты адвокатского бюро "Аронович и Партнеры" предлагают клиентам смежные услуги. В частности, речь идет о регистрации «с нуля» или продаже готовых политических партий. По запросу клиента подбирается оптимальный вариант выхода на политическую арену, включительно могут быть доступны VIP-варианты с приобретением партии с 5-летней историей.
Консультирования адвоката базируется на положениях Закона Украины № 4061-VІ «О выборах народных депутатов» от 17 ноября 2011 г. и Закона Украины № 595-VIII «О местных выборах» от 14 июля 2015 г., других нормативно-правовых актов в отрасли конституционного права.
Юристы адвокатского бюро "Аронович и Партнеры" оказывают помощь в решении следующих вопросов: