Услуги

Политическая партия


 

Адвокатское бюро "Аронович и партнёры" предлагает оперативное правовое содействие при регистрации политической партии, ее ячеек, при смене органов управления, а также оказывает помощь в принятии участия в уже зарегистрированном политическом проекте.

Также мы имеем положительный опыт в защите интересов партий в административных судах всех инстанций в случае нарушения партией шестимесячного срока регистрации 14 ячеек, а также в уголовных, гражданских, административных делах, связанных с нарушением избирательного права.

Размер административного сбора по регистрации партии составляет 140 прожиточных минимумов и на сегодняшний момент равняется 375760 грн.

РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Конституцией Украины гарантируется право граждан на свободу объединения в политические партии для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов.

Политическая партия, это зарегистрированное согласно законодательству добровольное объединение граждан - сторонников общенациональной программы развития, имеющее целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, учавствующее в выборах и других мероприятиях.

Наименование политической партии не должно совпадать с названием другой зарегистрированной политической партии.

Решение о создании партии принимается на ее учредительном съезде. Данное решение должно быть поддержано не менее 10000 подписями граждан Украины, которые имеют право голоса на выборах.

Политическая партия с первых дней своего существования должна строго придерживаться законов Украины.

Для регистрации политической партии подаются следующие документы:

  • Заявление о государственной регистрации создания юридического лица
  • Решение о создании политической партии
  • Сведения об руководящих органах общественного формирования сведения о лице (лицах), которое имеет право представлять общественное формирование для осуществления регистрационных действий (имя, дата рождения, контактный номер телефона и другие средства связи)
  • Учредительный документ юридического лица (устав)
  • Реестр граждан, участвовавших в учредительном съезде (конференции, собрании)
  • Программа политической партии
  • Список подписей граждан Украины
  • Документ об уплате административного сбора, который по состоянию на март 2023 года составляет 375760 грн.

После регистрации партии Министерство юстиции направляет соответствующее решение о государственной регистрации с сопроводительным письмом с электронной подписью директора департамента нотариата и государственной регистрации.

После этого Департамент государственной регистрации выдает соответствующую выписку с ЕДР.

Политическая партия обязана получить статус неприбыльной организации в налоговой инспекции, для этого заполняется соответствующее заявление Форма №1-РН и подается в канцелярию налоговой инспекции по месту регистрации.

Кроме ГНС, политическая партия должна подавать отчетность в НАПК.


Для подготовки документов по регистрации электронного кабинета на портале Политсовета нужны следующие документы в бумажном виде и следующая информация:
1) Заверенная руководителем партии копия устава;
2) Заверенная руководителем партии копия протокола учредительного съезда;
3) Если доступ к электронному кабинету и представлять отчеты будет не Председатель партии, то простая (не нотариальная) доверенность от Председателя партии на это лицо.
4) Паспортные данные и идентификационный код, номер телефона, электронный адрес Председателя партии.
5) Паспортные данные и идентификационный код, номер телефона, электронный адрес уполномоченного лица, которое будет иметь доступ в электронный кабинет и представлять отчеты.
Таких лиц может быть несколько.
6) Электронный адрес партии.

Купить политическую партию

Прочитав несколько статей в интернете по поводу продажи политических партий решили высказать и свое мнение по данной проблематике. Хочется отметить, что данные статьи пишут журналисты, далекие от понимания данного вопроса.

Многие статьи можно охарактеризовать известной фразой «Слышал звон, да не знаю где он».

Де-юре купить или продать партию нельзя - это не объект недвижимости, не интеллектуальная собственность и не корпоративные права. Однако, в реальной жизни политические партии продаются и покупаются.

Стоимость политической партии зависит от ряда факторов:

  • года регистрации- чем старше, тем дороже;
  • репутации партии, в том числе статей в СМИ,
  • наличия отчетности в налоговую и НАЗК, 
  • наличия ячеек - с ячейками стоит дороже, чем без ячеек, (однако, с нашей точки зрения, самым надежным является "приобретение" партии сразу после регистрации, без ячеек, и регистрировать ячейки уже на своих людей, а не перерегистрировать уже зарегистрированные);
  • даты выборов - чем ближе, тем дороже;
  • ситуации на «рынке»- например, в конце 2019 года продавалось достаточно большое количество партий, соответственно цена снижалась; если в 2020 году Минюст подал 48 исков о ликвидации партий, которые за 10 лет не учавствовали в выборах- цены резко выросли,
  • сложности регистрации партий.

На сегодняшний день Минюстом ликвидировано много пророссийских политических партий, в связи с этим, на наш взгляд, после окончания войны будет ощутим достаточный дифицит политических партий, особенно перед выборами.

Масла в огонь в 2022/2023 годах подлило рассмотрение судебного дела Общественной организации к Минюсту, третьи лица- 28 политических партий, одна из которых - наши клиенты. Эта общественная организация считает, что Минюст обязан ануллировать регистрацию этих партий, так как при проверке документов, поданных на регистрацию, Минюст, якобы, не проверил достоверность 10000 подписей сторонников этой партии. Суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в открытии производства, поскольку, по мнению суда, и по нашему мнению, как представителей политической партии, эта организация вообще не имела оснований для обращения в суд с подобныи иском. Однако Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу и направил дело в суд первой інстанции для продолжения рассмотрения. Поэтому ждем дальнейшего развитие событий. Если иск будет удовлетворен, это создаст коллапс при регистрации партий, а также произойдет острая нехватка политических партий для будущих политических баталий.

На стоимость продажи также влияет «красивое» название и наличие «бонусов», таких как: интернет сайт, зарегистрированное средство массовой информации, торговый знак, наличие квот, собственная общественная организация, участие в выборах…

В процессе купли-продажи партий принимает участие несколько посредников, так как в большинстве случаев покупатель себя не афиширует. В лучшем случае, продавец общается с представителем покупателя - юристом, помощником депутата…

Существуют юристы и юридические фирмы, специализирующиеся именно на данных услугах, которые знают юридические нюансы и процедурные тонкости процесса регистрации либо купли -продажи политической партии.

Также нужно взять во внимание факт, что если партия имеет реальную структуру, офисы на местах, сотрудников и т.д., ее стоимость может быть на порядок больше.

Еще один немаловажный момент: на протяжении 6 месяцев с момента регистрации партии, на основании статьи 11 Закона Украины «О политических партиях в Украине» должны быть зарегистрированы минимум 14 ячеек. По истечении данного срока Министерство Юстиции обязано подать иск в административный суд об аннулировании свидетельства политической партии. Причем, не зависимо от решения суда первой инстанции, вам возможно предстоит пройти все три инстанции. 

Таким образом, наше мнение сводится к тому, что покупать партию безопаснее без ячеек, если ей меньше 6 месяцев, и уже с ячейками, если ей шесть месяцев и более.  

Тем не менее, даже нарушив данную норму, некоторым партиям удавалось выиграть в суде. Это касается структур, которые:

  1. на момент подачи иска уже зарегистрировали 14 ячеек, но с пропуском 6 месяцев,
  2. подали соответствующие документы в управления юстиции, но ячейки еще не успели зарегистрировать,
  3. и даже если на момент подачи иска документы на регистрацию ячеек вовсе не были поданы.

Мы имели положительный опыт при всех трех вариантах развития событий.

Однако Верховный Суд в 2021 году по аналогичному делу №640/2895/20 несколько изменил предыдущую практику и направил дело на новое рассмотрение. 
Юристы и политическое сообщество с нетерпением ждут окончательного решения.

Большим недостатком является регистрация ячеек в качестве юридических лиц, так как отчеты в НАПК придется подавать по всем этим юридическим лицам. 

При заключении «сделки» купли-продажи политической партии подписывается меморандум («понятийный» договор) с графиком или другой документ, регламентирующий график оплат и процесс переоформления.

Обычно оплата происходит в три этапа - задаток, примерно 20%, основная сумма- примерно 50% ( передается при подписании документов и передаче оригиналов) и 30% после перерегистрации.

Основными рисками при перерегистрации партий являются «революции» на местах. Их создают главы местных партийных организаций (ячеек), с которыми не рассчитались, обманули, не удовлетворили их политические амбиции и т.д., а также отсутствие данных и контактов членов местных ячеек.

В пакете документов должны быть:

  • свидетельство о регистрации партии/ выписка с ЕГР;
  • свидетельства о регистрации минимум 14 ячеек или другое подтверждение их регистрации, а также пакеты документов, которые подавались в управления юстиции, данные и контакты членов ячеек;
  • справка о не прибыльности;
  • отчетность в налоговую и НАЗК;
  • все протоколы;
  • программа;
  • устав;
  • печать;
  • ведомости про руководящие органы.

Перечень документов может отличатся в зависимости от года регистрации, наличия ячеек и других обстоятельств.

Помимо основных документов мы рекомендуем, подстраховаться дополнительными документами:

  • гарантийными письмами;
  • заявлениями о выходе и отсутствии претензий всех членов политсовета.

Подача отчетности в налоговую инспекцию производится один раз в год, таким образом «содержание» партии обходится абсолютно не дорого.

Пример документов , которые должны быть в наличии при продаже / покупке политической партии а также при их перерегистрации:

Полное юридическое сопровождение деятельности политической партии:

  • подготовка и проведение необходимых внутрипартийных мероприятий и заседаний руководящих органов, разработка документов, регулирующих внутрипартийных актов и положений;
  • разработка устава партии и сопровождение процесса согласования и утверждения;
  • регистрация изменений руководства и устава в Министерстве юстиции;
  • регистрация изменений руководства партийных организаций в территориальных управлениях юстиции;
  • образование и ликвидация ячеек-юридических лиц;
  • обеспечение договорной работы в процессе деятельности партии;
  • юридическое сопровождение трудовых отношений (прием / увольнение / отпуск / ведение кадровой документации, судебные процессы),
  • обеспечение представления финансовой отчетности в НАЗК и соблюдение законодательства при осуществлении взносов;
  • судебные споры с НАЗК,
  • обеспечение участия партии в местных выборах, сопровождение избирательного процесса, методическое обеспечение партийных организаций;
  • медиация в разрешении конфликтных ситуаций;
  • представительство интересов в органах власти и местного самоуправления.
  •