МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
І. Применимое законодательство:
На данный момент координация розыска подозреваемых Украина ведет исключительно в рамках международной системы Интерпола. Исходя из этого единственным основным актом, который касается международного розыска является Инструкция о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений (далее – «Инструкция»).
ІІ. Цели объявления в международный розыск:
- привлечение лиц к уголовной ответственности заочно;
- экстрадиция подозреваемых / обвиняемых в Украину из страны их пребывания;
ІІІ. Процедура объявления в международный розыск:
На основании ст. 281 КПК в случае, если во время досудебного расследования местонахождение подозреваемого неизвестно или лицо пребывает за пределами Украины и не объявляется без уважительных причин на вызов следователя, прокурора, при условии его надлежащего информирования о таком вызове, то следователь, прокурор оглашает его в розыск.
- Об объявлении розыска выносится отдельное постановление (в данном случае постановление следователя/прокурора будет об оглашении подозреваемого в международный розыск (далее – «Постановление»)).
- Затем украинские правоохранительные органы подают запрос в Национальное центральное бюро Интерпола (в Украине функции такого бюро выполняет Национальная полиция Украины, а именно Департамент международного полицейского сотрудничества Нацполиции Украины (далее – «Департамент»).
В запросе указываются меры, которые по мнению инициатора розыска необходимо предпринять для касательно разыскиваемого лица:
1). установление контроля за передвижением разыскиваемого лица. В этом случае от зарубежных партнеров может быть получена информация о местонахождении разыскиваемого, маршруты перемещения, контакты, выезд за пределы той или иной страны и тому подобное («синяя карточка» (смотреть п. VI);
2). задержание и арест разыскиваемого лица с последующей ее экстрадицией. В этом случае инициатор розыска в запросе к НЦБ гарантирует, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет обязательно отправлено ходатайство об экстрадиции этого лица («красная карточка» (смотреть п. VI)).
- : в Запросе также указывается перечень информации касательно разыскиваемого лица (п. 4.4 Инструкции).
Важно обратить внимание на то, что в запросе также указывается мера пресечения, избранная для разыскиваемого лица.
В свою очередь ч. 6 ст. 193 КПК указывает, что рассмотреть ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей без участия лица, в отношении которого происходит такое рассмотрение, возможно только при наличии доказательств объявления его в международный розыск (коим является «синяя» или «красная» карточки (смотреть п. VI).
В данном случае прослеживается коллизия, на основании которой можно оспорить решение касательно публикации карточки о розыске.
- Получив такой запрос от инициатора розыска, Департамент изучает его и прикрепленные к нему материалы, в случае необходимости запрашивает дополнительную информацию.
- После изучения запроса Департамент отправляет его в Генеральный секретариат Интерпола (далее – «ГСИ») (Франция).
- В случае удовлетворения запроса, ГСИ направляет уведомление инициатору розыска о начале процесса розыска подозреваемого с целью определения его местонахождения или задержания.
- Объявление подозреваемого в розыск публикуется Интерполом в виде т. н. карточки оповещения (в данному случае «синяя» (определение местонахождения) или «красная» (задержание с целью дальнейшей экстрадиции)).
(это есть моментом объявления подозреваемого в международный розыск).
- В случае успешного установления местонахождения подозреваемого ГСИ отправляет такую информацию в Департамент, а последний в свою очередь уведомляет инициатора розыска.
- Инициатор розыска, получив информацию о месте пребывания подозреваемого, в течении 10 дней подает запрос в прокуратуру/Главное следственное управление/соответствующее подразделение других правоохранительных органов по подследственности, обоснованный запрос о его выдаче.
- После изучения таких материалов, один из вышеперечисленных органов направляет их в Генеральную прокуратуру Украины, которая в свою очередь направляет запрос о экстрадиции разыскиваемого лица.
- В случае поступления от органов иностранного государства согласия на выдачу разыскиваемого лица и сообщение о его задержании (арест) Генеральная прокуратура Украины дает поручение соответствующим правоохранительным органам о приеме этого лица.
- . Момент объявления подозреваемого в международный розыск
В связи с неоднозначным правовым регулированием такой категории как «международный розыск» уголовным процессуальным законодательством Украины, в судебной практике возникают разные, часто противоположные, позиции касательно определения момента объявления подозреваемого в международный розыск.
Существует две позиции судов касательно момента, когда подозреваемый/обвиняемый считается объявленным в розыск:
1-ая позиция (намного более распространенная): согласно п. 4.4 Инструкции, основанием для международного розыска граждан Украины, (кроме Постановления), является получение украинским следователем/прокурором уведомления от Генерального секретариата Интерпола (далее – «ГСИ») о начале процесса розыска подозреваемого (смотреть п. VI).
2-ая позиция:
Согласно этой позиции, моментом объявления подозреваемого в международный розыск является выдача Постановления следователем или прокурором.
Такая позиция прослеживается в определениях Киевского апелляционного суда от 03.062019 в деле №761/46393/18 и от 16.07.2019 в деле №755/18473/16-к.