Услуги

Изменения порядка проведения процедуры публичных закупок

25.12.2015, был принят Закон Украины "О публичных закупках". Привычное ведение бизнеса, особенно с государственными учреждениями, кардинально изменилось. Прошло два года, все разобрались с некоторыми недоработками Закона, несовершенством электронного сервиса тендерных закупок и сложностью бюрократической машины.

Однако, в декабре 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок" No 2265-VIII.

Учитывая то, что изменения уже вступили в силу, хотелось бы разобраться, кто может прийти с проверкой, какие у них функции и какая ответственность предусмотрена в случае выявления нарушени.

Проверки Государственной аудиторской службой Украины

Основные функции финансового контроля государства, в том числе в сфере публичных закупок, возложены на Государственную аудиторскую службу Украины. Однако сложность состоит в том, что однозначно их полномочия ни в одном законе (касающемся публичных закупок) не прописаны, а в своей деятельности они руководствуются постановлением Кабинета Министров Украины от 03.02.2016 No 43 и соответствующим Порядком.

Попытки хоть как-то урегулировать этот вопрос пока успехом не увенчались. Однако аудиторы согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам могут проверить и дать свои выводы.

Одним из методов контроля Государственной аудиторской службы Украины, является мониторинг проведения публичных торгов. В этой части законодатель внес коррективы, переложив часть функций госслужащих на компьютерную программу.

Интересно, повторится ли ситуация, которая возникла в случае автоматической блокировки налоговых накладных, и связанные с этим сложности?

Индикаторы рисков для мониторинга закупок

Законодатель дал четкое определение автоматическим индикаторам риска, а именно "критерии с заданными заранее параметрами, использование которых дает возможность автоматически осуществлять выбор процедур закупок, содержащих признаки нарушений законодательства в сфере публичных закупок". Это поможет государственным органам, которые лишены возможности вмешиваться в процедуру закупки, определять торги, которые были проведены с нарушениями требования законодательства Украины.

 На данный момент таких индикаторов 25. При выявлении нарушений уполномоченный орган проводит полноценный мониторинг, который длится не более 15 дней, однако может быть продлен по решению руководителя не дольше чем на 10 дней.

Однако, на данный момент уже внесен законопроект, согласно которому Государственная аудиторская служба будет вправе вмешиваться в процедуру публичных торгов на любом этапе их проведения в случае обнаружения индикаторов риска, подавать участникам свои рекомендации и замечания. При этом участники в соответствии с данным законопроектом обязаны отреагировать на такие действия. В противном случае Государственная аудиторская служба может отнести такой тендер к числу подозрительных, что, несомненно, повлечет негативные последствия: проверки и штрафные санкции.

Ответственность в сфере публичных закупок

Согласно Закону Украины "О публичных закупках" за нарушение требований, установленных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с настоящим Законом, члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица), члены органа обжалования, служебные (должностные) лица Уполномоченного органа, служебные (должностные) лица органов, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка), несут ответственность согласно законам Украины.

Поскольку любая ответственность за нарушение порядка проведения тендера определяется судом на основании предоставленных документов, необходимо учитывать, что все споры будут длится достаточно долго. Главное, чтобы все документы были в наличии и соответствовали требованиям законодательства.

Система ProZorro как метод контроля за публичными закупками

А вот еще один камень преткновения – система «ProZorro». Википедия дает нам следующее определения данному явлению: «системная реформа тендерного процесса в электронных публичных и государственных закупках на Украине», данная система и авторское право на нее передано народу Украины.

Так или иначе, а данная система уже работает и с каждым годом охватывает все больше сфер деятельности.

С этого года через систему «ProZorro» также будут проводится торги в рамках малой приватизации. Так, пионером в данном вопросе стал отдел управления и приватизации коммунального имущества Житомирского городского совета.

Все происходящее осуществляется под четким контролем правительства, общественных организаций и каждого, кому не безразличен процесс развития нашего государства. В принципе на такой контроль эта система и рассчитана, ведь на глазах у всех нарушать закон никто не захочет. Так что есть надежда, что именно «ProZorro» положит конец коррупции в рамках публичных закупок.

Эффективность электронной системы «ProZorro» отметили также польские информационные ресурсы, указав на то, что это показывает прогрессивные тенденции Украины относительно «новых технологий» и новой «электронной реальности». Это доказывает тот факт, что не только в Украине следят за внедрением системы «ProZorro».                              

13.04.2018 Президент Украины Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" и некоторые другие законодательные акты Украины. Окончательного текста законопроекта пока что нет, так что можно только предполагать, какие еще перемены лягут на плечи предпринимателей.

Однако надо заметить, что у данных изменений есть неоспоримый плюс, а именно искоренение коррупционных схем, открытость публичных торгов, реальная возможность участия в таких торгах на законных основаниях, а в итоге, создание реально действующего механизма проведения тендеров согласно действующему законодательству.