Услуги

Негосударственный пенсионный фонд

06.02.2022

Сотрудничество работодателей с негосударственными пенсионными фондами: особенности и преимущества

 

В декабре 2021-го в очередной раз возникло оживление в правительственных структурах и среди общественности вокруг вопроса негосударственного пенсионного обеспечения. Стало известно о запуске Кабмином пилотного проекта по уплате работодателями накопительных взносов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Проект касается предприятий, подпадающих под крупную приватизацию.

 

В начале февраля 2022-го Министерство социальной политики обратилось с письмом в Кабмин с предложениями о введении накопительных пенсий на всех государственных предприятиях Украины (речь идет о субъектах хозяйствования с долей государственной собственности более 50% в уставном капитале). Эта инициатива предусматривает уплату работодателями накопительных пенсионных взносов в размере от 2% заработной платы в НПФ для более половины работников. Расходы на уплату указанных взносов должны быть включены в финансовые планы госпредприятий на 2023 год.

 

Следовательно, вопрос накопительных пенсий снова актуализировался. Что на этот счет нужно знать работодателям? Какие выгоды работодатель может получить от сотрудничества с НПФ?

 

Негосударственные пенсионные фонды: текущее состояние дел

 

Закон №1057-IV «О негосударственном пенсионном обеспечении» был принят Верховной Радой еще 9 июля 2003 года. Однако внедрение модели накопления дополнительных средств к пенсиям через НПФ проходит вяло. Не секрет, что большинство украинцев не доверяют банковским и другим финансовым учреждениям, в том числе и НПФ. В то же время работодатели не видят для себя смысла в заключении пенсионных контрактов и уплате накопительных взносов в пользу сотрудников.

 

К сведению! Из более чем 25 000 украинских предприятий пенсионные контракты с НПФ заключили немного более 2 000. Сегодня в Украине насчитывается 60 НПФ, из которых только около 15 развиваются, наращивают количество клиентов и пользуются их доверием.

 

В то же время с учетом демографических тенденций у государства отсутствуют ресурсы для достойного уровня денежного обеспечения пенсионеров. Индивидуальные пенсионные накопления неизбежно должны становиться нормой. Наряду с тем, накопительные пенсионные программы на предприятиях следует рассматривать как существенное конкурентное преимущество работодателей на рынке труда. Ведь борьба за квалифицированные кадры усиливается, а молодым поколениям работников уже не присуща привычка держаться за рабочее место, если оно не устраивает.

 

Преимущества НПФ для работников

 

Со стороны государства в настоящее время предпринимаются шаги по разработке механизмов обеспечения безопасности накопления средств через НПФ. После 2026 года на негосударственные пенсионные фонды планируется распространить систему Фонда гарантирования вкладов.

 

Важно! Сейчас условия выплат через НПФ имеют существенные отличия от государственного пенсионного обеспечения. Пенсию из фондов можно начинать получать в 50 лет, то есть не дожидаясь достижения установленного законодательством пенсионного возраста. В то же время, срок и периодичность выплат устанавливает сам плательщик (если взносы за него не делает работодатель). Минимальный срок внесения средств в НПФ составляет всего 10 лет, а не 25-30 лет, как при условии назначения пенсии от государства.

 

Сейчас среди преимуществ негосударственных пенсионных фондов для работников:

  1. создание «подушки безопасности» от инфляции путем инвестирования вложенных средств и получения прибыли;
  2. на пенсионные накопления не может быть обращено какое-либо взыскание или применена конфискация;
  3. такие накопления в исключительном случае можно снять и использовать до наступления пенсионного возраста – например, при критическом ухудшении здоровья для лечения;
  4. эти средства передаются по наследству;
  5. накопленную сумму взносов можно забрать как одноразовую выплату в случае переезда за границу на постоянное место жительства.

 

Все эти преимущества работодатель имеет возможность анонсировать работнику, повышая свою ценность в его глазах. А для самого работодателя уплата взносов в НПФ связана с возможностью получения налоговых льгот.

 

Налоговые льготы для работодателя

 

К сведению! По словам министра социальной политики Марины Лазебной: «Та гривна, которую предприятие переводит на индивидуальный счет сотрудника в НПФ, "стоит" на 50% дешевле из-за налоговых льгот, чем гривна, которую сотрудник получает в виде зарплаты».

 

Экономия происходит следующим образом:

  • взносы считаются расходами предприятия, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу юридического лица;
  • отсутствует ЕСВ (22%), поскольку пенсионные взносы не включаются в фонд оплаты труда;
  • не удерживается НДФЛ и военный сбор (при условии, что взнос на пенсионный счет сотрудника не превышает 15% его зарплаты).

 

Как минимум, накопительное пенсионное обеспечение заслуживает внимания работодателей. А при наличии сомнений и дополнительных вопросов готовы прийти на помощь юристы.

 

 

Снижение размера налоговых выплат за счет сотрудничества с негосударственным пенсионным фондом

 

Благодаря сотрудничеству с негосударственным пенсионным фондом предприятие может достичь:

  • экономии за счет уменьшения объемов социальных начислений на фонд оплаты труда;
  • снижение уровня налогообложения доходов физических лиц - работников предприятия;
  • снижение уровня налогообложения предприятияпутем отнесения пенсионных взносов на валовые затраты налогоплательщика.

Остановимся более подробно на аргументах, касающихся преимуществ, которые получает работодатель, как вкладчик негосударственного пенсионного фонда, в части экономии на налогах и социальных платежах.

Первый аргумент.Работодатель – вкладчик негосударственного пенсионного фонда получает возможность абсолютной экономии на социальных начислениях на фонд оплаты труда

Экономия на социальных начислениях возникает в случае замещения прироста фонда оплаты труда (ФОТ) предприятия или части такого прироста взносами в пенсионный фонд. При этом, не имеет значения, какое лицо (сам работник или работодатель) осуществляют такие взносы.

Сумма экономии на социальных начислениях  (Е) равняетсясумме уплаченных в пользу работника пенсионных взносов(ПВ) умноженной на общую ставку (%) таких начислений (СН), которая в зависимости от отраслевых особенностей предприятия, находится в пределах 37-42% от ФОТ, и разделенной на 100.                           

         Пример: Годовой ФОТ работника составляет 1000 единиц. Годовой темп прироста ФОТ – 15%. Ставка пенсионных взносов – 15% от ФОТ. Ставка социальных начислений на ФОТ предприятия – 40%. Сравним два варианта.

Iвариант–  направление всехденег прироста ФОТ непосредственно на выплату заработной платы.  В этом случае  предприятие может израсходовать на обеспечение прироста заработной платы на 150 единиц 210 единиц своих оборотных средств: 150 ед. ФОТ + 60 ед. СН (150 Х 40% : 100).

Таким образом, „коэфициент полезного действия” затрат работодателя, понесенных в пользу своего работника, составляет лишь 0,714 (150 : 210), поскольку 40 %   социальных начислений на фонд оплаты труда  „не  дошло” к работнику, и таким образом, с точки зрения интересов работодателя, израсходованны напрасно.

ІІ вариант– „замещение” прироста ФОТ пенсионными взносами работодателя в пользу работника. В этом случае все затраты работодателя, направленные в уплату пенсионных взносов, „дойдут” к работнику с достижением 100-процентного „коэфициента полезного действия”.

Как следствие, в пределах полученной экономии (60 ед.) работодатель может увеличить ФОТ своих работников, не тратя никаких дополнительных средств по сравнению с первым вариантом.

Хотя, поскольку при увеличении ФОТ снова возникает проблема социальных начислений (40% от прироста ФОТ), из 60 ед. полученной экономии работодатель может без дополнительных затрат направить на оплату труда 43 ед., уплатив при этом 17 ед. социальных отчислений.

            Второй аргумент – снижение уровня налогообложения доходов физических лиц – работников предприятия, которое для работодателя равноценно увеличению уровня оплаты труда работников (возрастание экономического эффекта своих затрат)

 В случае направления  прироста ФОТ в уплату пенсионных взносов и сам работник получает экономию по налогу на доходы физических лиц. Для нашего примера экономия составит 19,5 ед.(150 ед. х 13%[1]  : 100) вследствие замещения налогооблагаемой суммы заработной платы суммой освобожденных от налога пенсионных взносов, уплаченных в его пользу.[2]

Третий аргументработодатель получает возможность относительной экономии по налогу на прибыль вследствие отнесения пенсионных взносов, уплачиваемых  в пользу своих работников, на валовые затраты предприятия.

Экономия по налогу на прибыль возникает в связи с тем, что пенсионные взносы, которые платятся работодателем в пользу своих работников, согласно п.п. 5.6.2 п.5.6 ст.5 Закону Украины “О налогообложении прибыли предприятий” должны относиться на валовые затраты предприятия и, соответственно, уменьшают сумму налоговых обязательств такого работодателя по налогу на прибыль.

Однако, поскольку и затраты на оплату труда также относятся на валовые затраты предприятия, работодатель-плательщик пенсионных взносов, который частично замещает денежную выплату заработной платы пенсионными взносами, не ощущает реальной экономии по налогу на прибыль.

Вместе с тем, если уплата пенсионных взносов сопровождается одновременным приростом ФОТ, имеет место и абсолютная экономия на налоге на прибыль предприятия.

В нашем примере в случае направления экономии по социальным затратам (60 ед.) на увеличение ФОТ  предприятие получит еще и экономию по налогу на прибыль в сумме 15 ед. (60 ед. Х 25%[3]: 100), которые также могут быть использованы как дополнительный источник оплаты труда.

Таким образом, участие в негосударственном пенсионном фонде предоставляет    возможность без дополнительных затрат не только осуществлять пенсионные отчисления в пользу своих работников, но и увеличить оплату труда работников на сумму полученной работодателем экономии на налогах и социальных выплатах.

  При этом, наибольший эффект (максимальная экономия на совокупных затратах работодателя и максимальный совокупный результат – оплата труда и пенсионные взносы – для работника) достигается в случае максимально возможного замещения фонда оплаты труда пенсионными взносами, уплаченными в пользу работника именно за счет работодателя.

В этом случае достигается:

а) в части эффекта для работника:

- обеспечение согласованного с работодателем размера суммарных выплат в его пользу заработной платы и пенсионных взносов;

- экономия по налогу на доходы физических лиц в части суммы пенсионных взносов, которые работник должен был бы уплатить в случае замещения пенсионных взносов выплатой заработной платы;

б) в части эффекта для работодателя:

-   экономия на социальных начислениях на ФОТ вследствие замещения ФОТ пенсионными отчислениями, которые не вызовут увеличения социальных начислений;

- экономия по налогу на прибыль (в случае уплаты работникам дополнительной зарплаты сверх замещенного пенсионными взносами прироста ФОТ).

В более наглядном виде взаимосвязь темпа прироста оплаты труда и процента отчислений от прироста заработной платы для работника в пенсионный фонд, и экономии работодателя на социальных начислениях, приведена в таблице 1.

 

Таблица 1. Экономия предприятия на социальных начислениях

на ФОТ и налоге на доходы физических лиц, %

 

 

 

 

 

 

Темп прироста ФОТ

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

  %Отчислений от возрастания ФОТ в ПФ

2

0

5 %

10 %

15 %

20 %

25 %

30 %

3

10 %

0

1

1

2

2

2

4

20 %

1

2

3

3

4

5

5

30 %

1

3

4

5

6

7

6

40 %

2

4

5

7

8

9

7

50 %

2

5

7

8

10

12

8

60 %

3

5

8

10

12

14

9

70 %

3

6

9

12

14

16

10

80 %

4

7

10

13

16

18

11

90 %

4

8

12

15

18

21

12

100 %

5

9

13

17

20

23

 

 

Результаты, приведенные в таблице, показывают, какую экономию в процентах от базового ФОТ может получить работодатель, если, по договоренности с работниками, не будет выплачивать всю сумму ежегодного прироста ФОТ как заработную плату, а будет отчислять большую или меньшую часть этого прироста в пенсионный фонд.                                                                                         

Например, экономия предприятия на налогах и социальных платежах при отчислении 60% от  прироста ФОТ, составляющего 20%, в ПФ равняется 10% (см. в таблице клетку на пересечении столбика 6 и строки 8).                                                                                                                                                                                                                                                             

Примечание.Заштрихованные клеточки в правом нижнем углу таблицы не следует принимать во внимание, поскольку пенсионные отчисления при таких показателях превышают 15% от фонда оплаты труда, то есть находятся за пределами налоговой льготы и  не обеспечивают экономии на затратах работодателя.